Британский архитектор никогда раньше не бывал в Калининграде, поэтому идею калининградского стадиона придумывал по фотографиям города. Видимо, в основном архитектора впечатлили фотографии полуразрушенных немецких фортов, ибо в основу его идеи легло строительство на Октябрьском острове этакого спортивно-фортификационного сооружения. В центре – сам стадион как некое ядро, а вокруг – угловатые здания, словно крепостными стенами защищающие свое ядро. Кенигсбергскую тематику Лавель планирует дополнить водными артериями, которые, как и город, будут разрезать «спортивный» остров.
Предполагается, что угловатые стены Дэймона Лавеля будут защищать футбольное ядро не только символически, но и экономически – в них архитектор планирует разместить объекты, которые уже после чемпионата не дадут всему комплексу «загнуться». Например, центры спортивной медицины, водных развлечений, теннисные корты – в общем, все то, на что у чиновников хватит фантазии, а у бизнеса – денег. Сам Октябрьский остров архитектор предложил разделить на три зоны: между спортивной и коммерческой частями будет пролегать парковая.
А вот вице-премьеру Роману Скорому было важно, чтобы на «острове» построили два больших супермаркета – то ли Роману Петровичу негде отовариваться, то ли он действительно планирует сделать из Калининградской области один большой рынок. «Правительство поставило перед собой цель – развивать въездной туризм, поэтому нам надо построить гостиничные и офисные здания и два больших супермаркета, что сделает наш регион привлекательным, - поделился с архитектором своими желаниями вице-премьер. – Нам необходимо свести к нулю затратную часть, спортивная часть должна содержаться за счет неспортивной».
Действительно: Дэймон Лавель построит объект и отправится в другую часть света строить новые стадионы, калининградским же властям придется как-то содержать спортивную арену. Окупаемость и дальнейшая судьба стадионов и всей спортивной инфраструктуры после проведения крупнейших соревнований – головная боль, которая коснулась почти всех стран, удостоившихся такой чести. И пока мало кому удавалось найти рецепт экономической адаптации спортивных арен к реальной жизни. Поэтому архитектор сразу предложил после чемпионата немного «разобрать» стадион, сократив его вместимость с 45 тысяч мест до 30 тысяч.
«Строительный» вице-премьер Евгений Морозов и главный архитектор региона Александр Башин «поймали» британского гостя на том, что он, придумывая свою идею по старым фотографиям, не учел два фактора. Во-первых, то, что на «острове» есть какая-никакая застройка (как сказал Башин, от нее никуда не деться, ибо все сносить будет «слишком дорого»). Во-вторых, городские власти недавно ввели в эксплуатацию второй эстакадный мост, что может существенно облегчить доставку туда футбольных фанатов.
Но российские партнеры Дэймона Лавеля – не менее известная компания «Интекс» предложили решить транспортный вопрос путем пуска скоростных трамваев. Пользуясь случаем, генеральный директор «Интекса» Алексей Супрунов заинтересовался землями стадиона «Балтика».
- Надо еще посмотреть существующий стадион – возможно ли и его как-то использовать в проекте? – подал идею Супрунов.
- Вы его, конечно, можете посмотреть, но в заявочной книге ФИФА заявлен именно «остров» и перенести стадион оттуда уже невозможно, - просветил его губернатор Николай Цуканов. – Это не мы выбирали место: комиссия приехала и сама все выбрала.
- Но вам же еще необходимы тренировочные базы! – никак не хотел отказываться от стадиона «Балтика» Супрунов.
- Места для четырех тренировочных баз тоже определены ФИФА, - опять просветил его губернатор.
Видимо, «Балтика» после чемпионата мира будет нужна областным властям для каких-то других целей.
Британский архитектор Дэймон Лавель – самый именитый из архитекторов, изъявивших желание спроектировать будущую калининградскую футбольную арену. В его резюме значится проектирование известных мировых комплексов – например, основного стадиона недавно прошедшего чемпионата мира в ЮАР – «Соккер Сити» в Йоханнесбурге. А вот российский партнер Лавеля – компания «Интекс» не столь одназначно именита: помимо проектирования футбольных стадионов в Ярославле и Ростове-на-Дону она прославилась скандальной реконструкцией Большого театра в Москве.
Впрочем, у региональных властей есть возможность выбора. Недавно свою концепцию футбольного стадиона представляла совместная немецко-польская компания RKW, которая построила к предстоящему этим летом чемпионату Европы стадион в соседнем Гданьске.
Еще две компании обещали представить свои идеи на конкурсе, который региональное правительство собирается объявить уже совсем скоро.
На недавней встрече с выпускниками своего кадрового резерва Николай Цуканов сообщил, что федеральное правительство уже выделяет региону деньги на организацию работы и проектирование стадиона. А просто так Москва давать деньги вряд ли будет, так что наши шансы принять большой футбол достаточно велики.
Источник: Калининградская правда
Комментируй (без регистрации)